• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания

  • История военно-морского искусства


    Начало борьбы за передел мира
    Развитие сил и боевых средств флота

     

     

     

     

    С началом перерастания капитализма в империализм развитие капиталистических стран становилось все более неравномерным. Такие государства, как Англия и Франция, ранее бывшие передовыми, с конца XIX в. стали оттесняться молодыми капиталистическими странами — Германией, Соединенными Штатами, Японией. Эти страны в результате бурного развития промышленности опередили старые капиталистические державы.

    В условиях обострившейся борьбы за передел мира происходили гонка вооружений и интенсивное строительство военно-морских флотов, в которых руководящие круги империалистических государств видели важнейшее орудие осуществления своих агрессивных устремлений. В истории военно-морского искусства этот период характеризуется дальнейшим совершенствованием военно-морской техники, появлением новых видов вооружения и классов кораблей.

    Начавшееся еще в 60-х годах XIX в. с появлением броненосных судов и введением нарезной артиллерии соревнование между артиллерией и броней, которое привело к покрытию жизненных частей кораблей толстой броней и к созданию орудий огромных калибров, приобрело в этот период новый характер. В конце 60-х годов нарезные орудия, заряжавшиеся ранее с дула, начали благодаря изобретению затвора заряжаться с казенной части, что значительно повысило их скорострельность. Применение нарезов прогрессивной крутизны, переход к выделке орудий из стали вместо чугуна и железа, замена лафетов поворотными станками, изобретение совершенных дальномеров привели к значительному совершенствованию артиллерии. Стало возможным применявшиеся до этого громадные пушки калибром 400— 450 мм, имевшие малую живучесть, заменить качественно лучшими орудиями меньших калибров.

    Одновременно улучшалось и качество брони. С 1880 г. железную броню толщиной до 610 мм стали заменять стале-железной, сопротивляемость которой оказалась на 20—25% выше, чем у железной. Применение этой брони позволило уменьшить толщину броневых плит, а следовательно, уменьшился и общий вес брони, что дало возможность увеличить площадь бронирования.

    С 1886 г. вместо снарядов из закаленного чугуна начали изготовлять бронебойные снаряды из закаленной стали.

    Замена быстро горящих порохов медленно горящими, а в 1886 г. бездымным пироколлоидным порохом Менделеева повысила начальную скорость полета снарядов с 480 м/сек до 800 м/сек, в связи с чем увеличилась их пробивная способность. Увеличились также скорострельность пушек и дальность стрельбы.

    С 1894 г. начался новый этап соревнования брони с артиллерией. Появилась броня из никелевой цементированной стали, сопротивляемость которой была на 30% выше, чем у прежней брони.

    Однако превосходство брони над снарядом сохранялось недолго. Появившийся еще в 1893 г. бронебойный наконечник системы знаменитого русского адмирала С. О. Макарова снова сделал броню пробиваемой. К концу 90-х годов установился калибр крупной артиллерии в 305 мм. Широко развилась средняя и мелкая скорострельная артиллерия. Пушки этих калибров стреляли унитарными патронами. Появились пулеметы. Установилась новая классификация снарядов по их назначению: бронебойные, фугасные, зажигательные и т. д.

    Заметно возросли дальнобойность и скорострельность. Дальность стрельбы 305-мм орудий при углах возвышения в 20° достигла 70 кабельтовов, а скорострельность этих орудий увеличилась с одного выстрела в 10 минут до одного выстрела в 4 минуты.

    Одновременно с развитием артиллерии и брони усовершенствовались средства для поражения подводной части корабля и противоминная защита. Развитие минного оружия шло по линии усовершенствования ударных приспособлений, а изобретение в 1882 г. офицером флота, лейтенантом Н. Н. Азаровым автоматического минного якоря позволило ставить мины без предварительного измерения глубины. Это изобретение имело исключительно важное значение, так как мина приобрела свойства наступательного оружия, она использовалась теперь не только для обороны своих берегов, но и для уничтожения кораблей противника в его водах.

    Совершенствование торпеды шло по пути увеличения скорости ее хода, дальности стрельбы и веса заряда, а также обеспечения правильного направления хода торпеды и упрощения ее механизмов. К 1889 г. торпеда представляла собой уже довольно совершенное оружие с 82-килопраммовым зарядом и скоростью хода до 25 узлов. Путь движения торпеды стал более правильным благодаря установке двух винтов, работавших в разные стороны, и прибора глубины. Дальнейшее совершенствование торпедного оружия было связано с появлением поворотных торпедных аппаратов и изобретением в 1896 г. гироскопического курсового прибора. Этот прибор дал возможность более точно удерживать торпеду на заданном направлении. Применение поворотных торпедных аппаратов облегчило маневрирование при выходе в торпедную атаку.

    Усиление средств поражения подводной части корабля вызвало соответствующие изменения в конструкции корабля с целью обеспечения его живучести. Особенно большое значение в этой области имели работы С. О. Макарова, предложившего установить водоотливную и пожарную системы и улучшить систему водонепроницаемых отсеков. Вместе с ростом боевых средств шло развитие тактико-технических элементов кораблей. Корабли стали специализироваться в использовании отдельных видов оружия, что привело к делению их на классы.

    Основным боевым кораблем флотов стал мореходный безрангоутный броненосец, получивший название эскадренного броненосца. Одновременно с эскадренными броненосцами появились и стали совершенствоваться и другие классы броненосных кораблей — броненосцы береговой обороны, броненосные лодки и броненосные крейсера.

    В 80-х годах XIX в. начался переход к строительству более крупных минных кораблей — миноносцев, которые показали хорошие мореходные качества. Строительство миноносцев шло по двум направлениям. Строились и специально минные корабли, основным оружием которых была торпеда, и истребители миноносцев или контрминоносцы, имевшие усиленное артиллерийское вооружение для борьбы с миноносцами. Миноносцы скоро стали самыми быстроходными боевыми кораблями, обладающими грозным оружием большой разрушительной силы.

    В связи с совершенствованием минного оружия и изобретением Азаровым минного якоря для автоматической постановки мин в России был создан специальный корабль — минный заградитель. Первый проект такого корабля был составлен в 1889 г., а в 1891 г. были спущены на воду два минных заградителя — «Буг» и «Дунай» — водоизмещением 1380 т каждый. Устройство для постановки мин состояло из Т-образных рельсов, идущих под верхней палубой к портам, расположенным в кормовом подзоре. Мины двигались по рельсам при помощи подвешенных минных тележек. Это устройство, как и многое другое, было перенято иностранными флотами.

    Идея постройки минных заградителей в первую очередь для постановки активных минных заграждений у берегов противника возникла впервые также в русском флоте. В 1898 г. были заложены заградители «Амур» и «Енисей». Они имели водоизмещение 2 500 т, скорость хода 17,5 узла и дальность плавания около 3 000 миль при 12-узловой скорости. Заградители принимали на борт 200 мин. Большую роль в проектировании и строительстве этих кораблей сыграл выдающийся минный специалист русского флота капитан 2 ранга В. А. Степанов.

    К концу XIX в. во всем мире имелось всего лишь 12 подводных лодок. Все они были еще недостаточно мореходны и автономны, имели несовершенную форму корпуса и слабое торпедное вооружение. Строительство подводных лодок еще не носило массового характера, в большинстве государств вообще им не занимались. Развитие подводного судостроения тесно связано с изобретением в 1893 г. двигателя внутреннего сгорания. Применение двигателя внутреннего сгорания в качестве двигателя для подводною хода на подводных лодках дало большой толчок в развитии подводных лодок.

    Постройкой в 1908 г. подводной лодки «Минога» отечественная техника закрепила первенство России в создании и применении двигателя внутреннего сгорания на подводных лодках.

    Особенно важное значение для флота имело изобретение радио русским ученым А. С. Поповым. Творческая работа Попова протекала в Кронштадте, в минном офицерском классе, преподавателем которого он являлся. В 1896 г. Попов добился передачи телеграмм по беспроволочному телеграфу, а уже в 1899 г. радиотелеграф Попова был успешно применен при выполнении работ по снятию с мели у острова Гогланд броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин». Все эти новые силы и боевые средства получили широкое применение и развитие в войнах конца XIX — начала XX в.

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Военно-морское искусство капиталистического общества по сравнению с феодальным было новой, более высокой ступенью его развития. Победа и утверждение капитализма, а затем перерастание домонополистического капитализма в империализм, упадок и загнивание капитализма оказали огромное влияние на развитие военного и военно-морского искусства.

    Установление капиталистических производственных отношений в результате уничтожения феодально-крепостнических порядков ускорило рост производительных сил. Промышленный переворот в передовых странах Европы, массовое применение паровых машин, введение новых и более совершенных технологических способов определили переход от мануфактурного способа производства к машинному способу производства. Все это обеспечивало усиление буржуазных государств, рост их материальных ресурсов, расширение технико-экономической базы вооруженных сил, развитие сил и боевых средств армии и флота.

    В тяжелых условиях царизма, не верившего в силы народа и преклонявшегося перед иностранщиной, русскими учеными и изобретателями были созданы выдающиеся образцы боевой техники, какими являются, например, универсальное орудие Мартынова, мины Якоби, Борескова, Давыдова, торпеда Александровского, броня Пятова, электрический телеграф Шиллинга, радио Попова и другие.

    В России впервые в мире были построены замечательные корабли — мощный мореходный броненосец «Петр Великий», быстроходный броненосный крейсер «Генерал-Адмирал», боеспособная большая подводная лодка Александровского, первый миноносец, минный заградитель, тральщик и другие корабли, положившие начало развитию новых классов боевых кораблей. Все это убедительно свидетельствует о первенстве России в развитии сил и боевых средств флота. Однако не все выдающиеся достижения передовой русской технической мысли были реализованы. Причинами этому были экономическая отсталость страны и косность правящей ею царской верхушки.

    Победа капитализма над феодализмом и изменение в связи с этим социально-экономических условий вызвали большие изменения в характере войн и вооруженных сил.

    Возникновение и развитие массовых армий, комплектовавшихся по принципу всеобщей воинской повинности, непрерывное увеличение их численности и повышение подвижности значительно расширяли масштабы войны и требовали длительной, заблаговременной и всесторонней подготовки к ней страны. Железные дороги ускоряли мобилизацию, сосредоточение и развертывание войск, облегчали снабжение армии и флота, маневр резервами. Электрический телеграф обеспечивал управление массовыми армиями, согласованность действий вооруженных сил и тыла в войне.

    Ширина фронта военных действий увеличилась. Фронт расчленился на ряд отдельных очагов борьбы. Бой (сражение) в свою очередь рассредоточился на большом пространстве, растянулся во времени, распался на ряд боевых столкновений, частных боев, часто непосредственно тактически между собою не связанных. Появилась необходимость координирования действий войск, развернутых на большом пространстве. В армии зародились элементы операции, обнимающей собою совокупность всех этих действий.

    Значительный прогресс в области вооружения войск — переход от гладкоствольных ружей к штуцеру, а затем к винтовке, переход от медных и бронзовых гладкоствольных заряжающихся с дула орудий к нарезным, бронзовым, а затем к стальным нарезным, заряжающимся с казенной части орудиям, повышение скорострельности, меткости и огневой силы оружия — вызвал большие изменения в тактике, потребовал перехода к расчлененному боевому порядку. Все это усложнило характер боя, потребовало новых средств и форм управления. Тогда же зародился общевойсковой бой.

    Количественный рост вооруженных сил, увеличение и усложнение их боевой и вспомогательной техники и новые способы ведения военных действий вызвали изменения структуры и организации войск в сторону роста артиллерии и других специальных родов (инженерные, связи, транспортные и др.).

    Новые силы и боевые средства войны на море — паровые и броненосные корабли (броненосцы, крейсера, мониторы, пловучие батареи и др.), нарезное оружие, мина, торпеда и броня — потребовали переоценки всех сил и боевых средств, свели на нет значение парусных деревянных небронированных кораблей. Их место заняли паровые бронированные корабли, не зависящие от ветра и более или менее защищенные от воздействия артиллерии противника.

    С развитием парового флота, вследствие меньшей автономности паровых кораблей по сравнению с парусными, а также в связи с усложнением состава флота, необходимостью ремонта машин, обеспечения топлива и пр., увеличилось значение системы базирования, потребовалось ее расширение, а также техническое оснащение баз.

    В связи с резким изменением состава военно-морских сил и возрастанием роли техники появилась необходимость найти новые способы обучения личного состава, новые формы боевой подготовки флота.

    Новые силы и боевые средства флота вызвали изменение способов ведения боя и войны на море.

    Развитие сил и боевых средств расширило возможности блокадных и противоблокадных действий, повысив одновременно напряжение сил воюющих флотов. Блокирующий мог теперь нести блокаду при любом направлении ветра, мог с успехом использовать минно-торпедное оружие. Но в то же время прорвать блокаду паровыми кораблями блокируемого было легче, чем парусными, причем блокируемая сторона получила возможность бороться с блокадой не только при помощи крупных кораблей, осуществляя ими удары по блокирующим силам, но также и малыми паровыми кораблями и при помощи минно-торпедного оружия.

    Для осуществления ближней блокады в новых условиях нужно было иметь гораздо большее, чем ранее, превосходство в силах, так как стала необходима частая смена блокирующих кораблей; требовалось также приближение базы блокадных сил к блокируемому объекту. Ближняя блокада постепенно становилась опасной для блокирующего.

    Способы действий на морских сообщениях также изменились. Судоходство перестало быть зависимым от направления ветра, стало легче маневрировать путями сообщения. Рейдер теперь должен был сначала найти трассу, а затем уже объект нападения. Особые условия борьбы на морских сообщениях потребовали создания для действий на них специальных кораблей и обеспечения их базами. Этот новый класс кораблей получил название крейсеров.

    Возможности совместных действий с армией для парового броненосного флота по сравнению с возможностями парусного деревянного флота значительно увеличились. Для действий в прибрежных водах стали строить специальные корабли — мониторы, пловучие батареи, канонерские лодки.

    С появлением паровых бронированных кораблей расширились возможности ведения военных действий на реках и озерах, что также потребовало строительства специальных кораблей.


    Особо стоял вопрос о бое в море. Бой в море в рассматриваемый период состоял из артиллерийского состязаниями нанесения таранных ударов. Таранный удар стал необходим потому, что вследствие падения скорострельности первых нарезных орудий по сравнению с гладкоствольными артиллерия не могла решать успех боя, а таранный удар наносился в наиболее чувствительную подводную часть корабля противника. Нанесение таранного удара было возможно, так как паровой корабль был независим от ветра и мог сравнительно безопасно сближаться с противником, нарезные орудия которого имели малую скорострельность, и за время сближения успевали сделать лишь несколько выстрелов. Но таранный удар был опасен лишь для кораблей, потерявших управление. В дальнейшем, в связи с возрастанием скорострельности нарезных орудий и изобретением торпеды, от тарана как оружия морского боя отказались, так как сближаться вплотную с противником, который вел скорострельный огонь всем бортом и мог использовать торпедное оружие, стало невозможно.

    Появление новых классов и типов кораблей, развитие оружия флота по-новому поставили вопрос о соотношении сил на море. Теперь превосходство на море определялось не только соотношением линейных сил, но и соотношением всех сил и боевых средств флотов.


     











    Рейтинг@Mail.ru