исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • новости сайта
  • кают-компания

  •  

     

    Паруса
    с необходимыми пояснениями



    Паруса служили для приведения судна в движение и состояли из разного числа сшитых полотнищ парусины. Существует два главных типа парусов - прямые и косые. Прямые паруса несут на реях, косые - на штагах (стаксели) и на гафелях (трисели).
    Все паруса были
    треугольными или четырехугольными.
    Внешние кромки парусов, обшитые ликтросом, называют
    шкаторинами. В зависимости от их положения на прямых парусах различают верхнюю (реевую), боковые и нижние шкаторины. Треугольные паруса имеют переднюю (штаговую), заднюю и нижнюю шкаторины. У четырехугольных триселей различают верхнюю, переднюю (мачтовую), заднюю и нижнюю шкаторины.
     

    Углы парусов тоже имеют названия. Так, на прямых парусах различают нижние углы - шкотовые - и верхние - ноковые. У треугольных стакселей - фаловый, шкотовый и галсовый; у четырехугольных стакселей и триселей верхние углы - внешний нок-бензельный и внутренний верхний галсовый и нижние - соответственно шкотовый и галсовый.
    Лицевой, или передней, стороной у прямых парусов называют сторону, обращенную к корме, а изнанкой, или задней стороной - к носу судна; изнанкой у косых парусов называют сторону, обращенную к левому борту, а лицом к правому.



    Паруса - соединение нескольких полотнищ парусины, сшитых вместе, поверхности которых вследствие сопротивления давлению ветра двигают корабль.

    Быть под парусами - иметь паруса поставленными.

    Держать полные паруса - править относительно ветра так, чтобы паруса хорошо надувались (стояли).

    Кроить паруса - вырезать их из парусины по определенным меркам и шаблонам.

    Крепить паруса - прихватывать их сезнями к реям, гафелям, мачтам и т.д.

    Наполнить паруса - занять такое положение относительно ветра, чтобы от действий последнего они надулись.

    Нести паруса - иметь на ходу паруса поставленными.

    Обстенить паруса - поставить паруса так, чтобы ветер дул в переднюю их сторону, то есть чтобы паруса легли на стеньги.

    Отдать паруса - отвязать сезни, которыми паруса закреплены.

    Паруса полощут - выражение, означающее, что паруса не надуваются туго ветром, а треплются.

    Прибавить парусов - увеличить число парусов или площади некоторых из них, отдав рифы.

    Убавить парусов - уменьшить число парусов или взять у них рифы.

    Форсировать парусами - нести большую парусность, чем позволяет сила ветра, для достижения максимальной скорости хода.

    Взять рифы у парусов - уменьшить площадь парусов.

    Закрепить паруса - обвязать их сезнями.

    Отвязать паруса - отвязать реванты, которыми паруса были привязаны к лееру.

    Перебрасывание парусов - это случается с косыми парусами, когда судно идет на фордевинд и рыскнет немного в сторону.

    Перекинуть паруса на другой галс - перенести паруса, на повороте, когда они сами не идут.

    Переменить паруса - заменить паруса другими.

    Поднять паруса до места - подтянуть фалы, чтобы паруса были подняты до предельного положения.

    Поставить паруса - раскрепить их и поднять или вытянуть шкоты, смотря по способу постановки.

    Привязать паруса - привязать паруса к лееру у рея или пришнуровать к гафелю, рейку и пр.

    Выдраить паруса - обтянуть, выбрав шкоты втугую.

    Убрать паруса - свернуть и увязать на места.

    Паруса долой - команда на шлюпке для уборки парусов.

    Паруса на гитовы - приказание подтянуть паруса гитовыми к мачтам, делается для уменьшения площади парусности.

    Парус побежал - судно пошло.

    Паруса поднять - приказание, отдаваемое на шлюпке.

    Парус хорошо стоит - хорошо растянут или поднят, то есть не имеет морщин и не висит мешком.

    Парусное вооружение:

    -
    гафельное, если паруса привязаны к гафелям;
    -
    латинское , если все паруса треугольные и пришнурованы передней шкаториной к мачте и стеньге;
    -
    рейковое, если паруса привязаны к рейкам;
    -
    разрезное рейковое с одним парусом, называемым разрезным фоком, у которого кливер (четырехугольный) и фок наверху сшиты вместе;
    -
    шпринтовое, если передняя шкаторина паруса пришнурована к мачте, а парус растягивается наклонным шестом (шпринтовом), упирающимся в верхний угол паруса и в стропку у мачты.

    Паруса верхние - все паруса судов с прямым вооружением, начиная с марселей и выше.

    Паруса гротовые - паруса, которые ставятся на грот-мачте.

    Паруса задние - паруса на грот- и бизань-мачтах.

    Паруса запасные - второй комплект парусов, хранящийся на корабле на случай замены парусов, находящихся в употреблении.

    Паруса Каннингама - паруса, применяющиеся на мелких судах. Рифы у таких парусов берутся с помощью наворачивания их на рей.

    Паруса косые - паруса, которые ставятся вдоль судна и ходят по штагам и леерам или привязаны к гафелям.

    Паруса крюйсельные - паруса, которые ставятся на крюйс-стеньге и крюйс-брам-стеньге.

    Паруса латинские - треугольные паруса, у которых верхняя часть передней шкаторины пришнуровывается к стеньге, а нижняя привязывается к сегарсам, ходящим по мачте.

    Паруса летучие - паруса, убирающиеся вместе со своими реями (бом-брамсель).

    Паруса люгерные - косые паруса, пришнуровываемые к рейкам.

    Паруса нижние - фок и грот у судов с прямым вооружением.

    Паруса передние - паруса на фок-мачте и впереди нее.

    Паруса прямые - паруса, которые привязываются к реям и ставятся поперек судна.

    Паруса разрезные - прямые паруса, разделенные надвое, в целях облегчения работы с ними.

    Паруса сквозные - паруса с отверстиями для прохода воздуха.

    Паруса треугольные - паруса треугольной формы, поднимающиеся обычно по штагам или леерам, для чего их передние кромки (шкаторины) привязываются к раксам.

    Паруса фоковые - паруса, которые ставятся на фок-мачте.

    Паруса шлюпочные - паруса, которые ставятся на шлюпках.

    Паруса штормовые - паруса меньшего размера по сравнению с обычными, сшитые из самой толстой и прочной парусины.

    Парусина - толстая плотная ткань, обычно из льна или из пеньки. По цвету делится на 2 сорта - серую и белую. Различается по номерам. Самая толстая - № 1, самая тонкая - № 8.

    Rambler's Top100






    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru