Rambler's Top100
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания



  •  

     

    Суда со шпринтовым парусом






         Суда, вооруженные шпринтовыми парусами, ходили у голландских и немецких берегов Северного моря. Шпринтовый такелаж был характерен и для судов внутреннего плавания.

    Коф
                       
    Коф
    К морским судам большого водоизмещения со шпринтовым вооружением относили кофы (куфы). Это полные плоскопостроенные суда, которые иногда несли боковые шверты
    (по Д. Стилу). Судно голландского происхождения, с двумя мачтами. Когда коф шел полным ветром, то дополнительно поднимали топсель, а на фок-мачте — брифок. Кроме того, в носовой части 2—3 стакселя. На рубеже XVIII—XIX вв. коф, в основном, вооружали как галеас (рис. 449).


               
    Тьялк
    Самым типичным из всех голландских небольших судов был тьялк (тялка). Название фризское, и впервые он упоминается Н. Витсеном (N. Witsen) в 1690 г. в работе «Архитектура морских судов» («Агchitectura Navalis»).
    Тьялк был плоскодонным, малой осадки и, соответственно, хорошим грузовым судном для рек и прибрежных вод Фризландии. Из-за
    плоского днища его снабжали боковыми швертами. Большей частью его вооружали укладываемой мачтой. Одномачтовый, и лишь в XIX в. некоторые тьялки стали нести дополнительную небольшую бизань-мачту. Грузоподъемность составляла от 30 до 80 т. Кроме шпринтового грота тьялк нес шпринтовый топсель, фока-стаксель и летучий кливер. К началу XIX в. шпринтовое вооружение тьялков часто заменяют на характерное для них гафельное, при этом грота-трисель был сравнительно низким с коротким гафелем и очень длинным гиком (рис. 450).


             
    Шмака
    Шмака (смак) — морское судно голландского происхождения, распространенное в XVIII в. на немецких побережьях Северного и Балтийского морей. Это было полуторамачтовое грузовое судно со шпринтовым вооружением, грузоподъемностью (грузовместимостью) 20—100 ласт (Ласт обычно равнялся 2 per. т или 5,66 м3, но имелись и местные отклонения).
    Многие шмаки имели боковые шверты, а их небольшая бизань-мачта стояла очень близко к корме. Одной из особенностей был высокий кормовой фальшборт с «кормовым бимсом» (нем. Heckbalken), который над круглой кормой образовывал отверстие, где проходил румпель руля. На грот-мачте с неспускаемой стеньгой над шпринтовым гротом на рее несли топсель. В носовой части стояли три стакселя, причем фока-стаксель крепили на фока-штаге раксами, в то время как кливер и бом-кливер были летучими.

    Тьялк
                      

     

     

     

     

     

    Шпринтовое вооружение


    Д. Стил довольно подробно описывает вооружение шпринтовых мачт и их паруса в работе [44] (см. ниже).
    Ванты. Ванты и шкентель сей-талей огоном или перевязанной петлей накладывали на топ мачты на кренгельс-строп, положенный на топ и опущенный до ее заплечиков.
     

    Штаг. На вантах лежал штаг. На мачте его крепили незатягивающейся петлей (принятым для штага приемом). На нижнем конце штаг набивали трех- или четырехшкивными гинями. Верхний блок этих талей гаком закладывали в коуш, вплесненный в нижний конец штага, или непосредственно ввязывали в штаг. Для нижнего блока большой строп был обведен вокруг штевня и блок гаком заведен за него.
    Мачты кан и других внутренних и прибрежных судов находились в мачтовых «ящиках» и могли, поворачиваясь, ложиться, что выполнялось с использованием тяжелых талей штага. Штаг же ненаклоняемой мачты на нижнем конце имел юферс или блок, а в голове штевня отверстие, .через которое и проводили талреп, соединявший штаг со штевнем.
     

    Дирик-фал. На середине шпринтова крепили дирик-фал, для чего вокруг шпринтова был оплетен «тросовый краг» или на шпринтов надевали кренгельс-строп и дирик-фал сплеснивали с ним. Лопарь дирик-фала проводили через блок на топе мачты, а затем вниз на палубу.
    Лопарь заканчивали коушем, в который гаком были заведены тали. Нижний блок талей крепили на обухе в палубе. На больших канах тали были двухшкивные, а на малых обычно одношкивные.
     

    «Стоячий топенант» (нем. stehende Toppnant). Чтобы шпринтов удерживать в нужном положении и при необходимости отопить на шпор шпринтова огоном, накладывали топенант. Затем его проводили через блок на топе мачты, и, как у дирик-фала, в конец (шедший вниз) вплетали коуш, куда заводили соответствующие тали, крепившиеся на палубе.
     

    Эренс-бакштаг. Некоторые большие каны имели эренс-бакштаги, укрепленные на топе шпринтова, подобные тем, которые стояли на бизань-рю. Кроме бакштагов от топа вниз проводили нирал.
    Фал кренгельс-стропом крепили в верхнем галсовом углу паруса, проводили через блок на топе мачты и вниз на палубу.
     

    Стропка шпора шпринтова. Ее изготовляют из двух или большего числа шлагов троса. Концы троса сплетали друг с другом и созданное таким образом тросовое кольцо марлиневали. Затем его клетневали шкимушгаром и обшивали кожей. В заключение стропку найтовили к мачте и в образованное небольшое очко заводили шпор шпринтова.


              

    Шпринтовый парус

     
    Выше стропки шпринтовый парус крепили на сегарсах мачты, а ниже стропки раксами на леере, который вели от топа мачты, и на палубе набивали юферсами. Галс крепили на утке на мачте или в обухе на палубе. Для этого несколькими шлагами галс проводили через место крепления и коуш в галсовом углу паруса и найтовали. Верхний галсовый угол таким же образом крепили на кренгельс-стропе, надетым на мачту. В нок-бензельном углу паруса тоже находился коуш, в который заводили топ шпринтова или угол паруса коушем был принайтовлен к шпринтову.
     

    Шкот состоял из двухшкивных талей, блок которых крепили в шкотовом углу паруса, а другой на погоне, или одношкивных. Во втором случае трос крепили в шкотовом углу. Затем его вели через одношкивный блок на погоне, возвращали к задней шкаторине, где 4 футами выше шкотового угла находился блок, оттуда снова к блоку на погоне, где и закрепляли на кофель-нагеле, проходившем через блок.
     

    Гитовы, вплесненные в люверсы задней шкаторины паруса, вели через блоки по обеим сторонам паруса в передней части верхней шкаторины и через блоки в верхней части вант. Оттуда через вант-клотни, находившиеся на половине высоты вант, к нагельной планке, которую часто подвязывали к вантам выше юферсов.
     

    Другой тип проводки гитовов описан Д. Стилом. Два коротких шкентеля были вплеснены один в верхний галсовый угол паруса, а другой в верхнюю шкаторину в 4 футах от него. Лопарь гитова от последнего шкентеля вели через люверс в задней шкаторине в 5—6 футах над шкотовым углом и на другую сторону паруса и вверх к блоку в шкентеле верхнего галсового угла. Затем гитов вдоль мачты спускали на палубу. В верхний галсовый угол был вплеснен также и нирал, который, как и гитов, у мачты шел вниз.

    Шмака
                       
    Каны и лихтеры
    Различные типы речных транспортных судов назывались канами и лихтерами. В их конструкции были учтены особенности фарватеров рек, по которым они ходили. Подавляющее число кан имело одну или две мачты со шпринтовым вооружением.
     

                          Большие каны
    В то время как на малых канах в основном преобладал простой шпринтовый парус, большие каны на Рейне, Эльбе и других реках кроме него несли фор-стаксель, кливер, брифок и марсель.
     

                  

     

    Наклоняемые мачты


    Шлюпы, шмаки, тьялки, каны, лихтеры и др. суда, которым на своем пути приходилось проходить под мостами, как правило, имели наклоняемые мачты. Шпор мачты помещали между двумя нижними «мачтовыми щеками», которые шли от киля и чуть выше палубы; в них мачта могла поворачиваться на железном стержне. Перед мачтой на палубе лежала пара брусьев длиной со шпор мачты, удерживавших мачту спереди. Гнездо, в котором находилась мачта, называли «мачтовым ящиком», или «кокером». На задней стороне «мачтовых щек» обычно находился железный штырь или короткий брус для опоры мачты сзади. Д. Стил упоминает, что иногда шпор мачты стоял на палубе и тогда применяли мощный шарнир. Талями фока-штага мачту при необходимости заваливали или поднимали. Для облегчения этой работы применяли специальные «спусковые» деревья, внешние концы которых привязывали к штагу выше штаг-талей, а их шпоры, поставленные на палубе рядом с мачтовым «кокером», были поворотными. При опускании мачты деревья давали штагу необходимый угол, обеспечивавший ее подъем без особого напряжения. Для облегчения подъема мачты использовали лебедку, закладывая при этом на нее талреп талей штага.


                               
    Аак
    Это собирательное название большого числа рейнских судов, начиная с XVI в. Старейшее изображение аака приведено в «Вонсам проспект» (Wonsam Prospekt») из Кёльна 1530 г. Это было изображенное Keulche (кёльнское) Aaken — небольшое грузовое судно клинкерной постройки с полукруглой люковой палубой, плоскодонное, без фор- и ахтерштевней. Посредством носовой и кормовой штук судовое днище по обеим концам плоско и наискосок поднималось начиная от шкафута. Этот аак не имел боковых швертов, нес простой шпринтовый парус и фока-стаксель. Из такого типа возникли Samoreusen, Boder, Dorstensche Aaken, Ruhraaken, Neckaraaken — все клинкерные и лишь в XVIII в. у некоторых из них стали делать ахтерштевень. Нос же образовывало наклонное плоское днище. Короткий бушприт давал возможность нести кливер, и обычно такелаж ааков был подобен такелажу судов побережья. Большие ааки, например Bonder, имели две мачты, причем бизань-мачта стояла в задней части рубки (рис. 452).

    Аак
                           
    Барказы
    Большие шлюпки на судах вооружали, в основном, как гафельный шлюп или как малую шхуну. Они имели фока-стаксель, выдвижной
    бушприт и могли нести летучий кливер. Обычно на шлюпке была пара вант, которые набивались талями (рис. 453).

    Слева барказ с вооружением шлюпа, справа - пинас с выдвижной стеньгой (вооружение гуари)

     

     

     

     

     
                   
    Пинасы и гребные прамы
     

    Пинас с латинским вооружением
    Их вооружали такелажем по-разному: могли иметь до трех мачт и нести бушприт, вооружение могло быть шлюповым, гуари, латинским, шпринтовым или простым прямым.
     

    Вооружение гуари

    Гуари, или такелаж с «выдвижной» стеньгой ( У нас его называют рейком), В. А. Фалконер описывает следующим образом. Позади мачты устанавливают латинский парус и «выдвижную» стеньгу. Нижняя часть передней шкаторины паруса подвязана к сегарсам передвигающимся
    по мачте, верхняя — к «выдвижной» стеньге, которая с помощью кренгельс-стропа или железных бугелей, поставленных на шпор стеньги, может перемещаться по мачте вверх или вниз. Галсовый угол паруса галсом прикреплен к мачте, а фаловый принайтовлен к топу стеньги. Этот парус поднимали фалом, коренной конец которого крепили на шпоре стеньги, проводили через шкив-гат со шкивом в топе мачты и укладывали у шпора мачты. Шкот удерживал парус сзади. Иногда на шпоре стеньги укрепляли еще нирал. Парус убирали, опуская стеньгу и прихватывая ее вместе с парусом к мачте обносным сезнем (рис. 454).

    Вверху двухмачтовый пинса со шпринтовым вооружением, внизу трехмачтовый пинас со шпринтовым вооружением
    Латинское вооружение

    Своим происхождением латинский парус обязан арабскому судоходству, затем он появился на галерах Средиземного моря, в дальнейщем — в северо-европейских районах: его применяли
    на ботах XVIII в. Такелаж с этим парусом хорошо приспособлен для спокойных вод и легкого ветра; с ним достигалась довольно высокая скорость. Латинское вооружение характеризуется треугольным парусом, подвязанным к рю, висевшим под углом 45° к мачте, и короткой мачтой. Под небольшим углом к рю в верхней части паруса проходил риф-бант (рис. 455).


          
    Шпринтовое вооружение

    Боты имели 1—3 мачты со шпринтовым вооружением. Оно было несколько проще шпринтового вооружения больших судов. Обычно шпринтов висел на стропе и имел простой дирик-фал. Парус огоном надевали на топ шпринтова, а верхний галсовый угол паруса поднимали фалом. К мачте парус крепили слаблинем и он имел один гитов, простой галс и шкот-тали. Один эренс-бакштаг был прикреплен к топу шпринтова (рис. 456). Если пинас или барказ вооружали тремя мачтами, то третья стояла на гакаборте и гик шкота был вынесен за корму. На бушприте же несли стаксель (рис. 457).

    Вверху иол с вооружением шафшинкен, справа иол с люгерным вооружением, слева тендер с вооружением сетти
            
    Тендеры и иолы


    Тендеры и иолы большей частью вооружали одной мачтой. Описанный ниже такелаж применяли и на других ботах.
    Вооружение «шафшинкен» (нем. Schafschinken — овечий окорок, англ, shoulder of mutton — плечо барана). Это простейшее вооружение бота. Здесь не требовались ни гафель, ни гик, ни шпринтов или рю, так как парус был треугольным и непосредственно подвязан к мачте. Парус имел только фал, галс и шкот и дополнительно простой фока-стаксель, что для небольшого бота было вполне достаточно (рис. 458).


     
    Люгерное, или рейковое вооружение

    Бот с люгерным парусом был оснащен так же, как малое «шас-маре» (рис. 459).
     

     

    Вооружение «сетти» (нем. Settieta-kelung)

     

    Оно известно также под названием вооружение шебеки и похоже на треугольный латинский парус. Отличием являлось лишь то, что передняя шкаторина паруса шла под несколько иным углом, чем шкаторина паруса у рю, что превращало парус в четырехугольный. Рю был коротким и угол подвеса меньше 45°. Риф-сезни проходили по риф-банту, расположенному на высоте около 1/5 кормовой шкаторины и шедшему параллельно слегка закругленной нижней шкаторине паруса. Рю имел фал, дирик-фал, галс-тали и один эренс-бакштаг. Парус был подвязан к рю и имел галс и шкот (рис. 460).


    Rambler's Top100






    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru