Одним или
двумя
вулингамибушпритсоединяли с
княвдигедом или
форштевнем. Для вулинга применяли трос толщиной около 4 и 1/2 — 8 дюймов (в зависимости от величины
судна) и длиной от 1 и 1/2 до 2 и 1/4 дюйма длины бушприта (если мы пишем 4 и 1\2, через
И, значит, это будет 4,5, и так будет везде, чтобы вам
легче читалось, а нам легче писалось). Если ставили один вулинг, то брали 1 и 1/2
длины, если два, то 2 и 1/4. Трос охватывал бушприт, а затем проводился через специальное
отверстие в княвдигеде или через обух в
штевне. Это повторяли от 9 до 11 раз, причем каждый
раз трос перекрещивали.
Каждый отдельный
шлагнабивали и сшивали с предыдущим, в результате чего достигалось
очень крепкое соединение между носовой оконечностью судна и бушпритом. Когда с помощью
троса было выполнено достаточное количество вертикальных шлагов,
ходовым концомвокруг
шлагов делали такое же число горизонтальных шлагов. При этом каждый раз их сшивали, как и
вертикальные. Оставшийся конец
лопаряклетневали и прихватывали к шлагам (рис. 152—155).
Заспинник бушприта
Он страховал моряков при хождении по бушприту и с одной стороны был
закреплен на обухе, поставленном в верхней части бушпритного эзельгофта, а с другой — на
обухе на кнехте штевня. На континентальных судах второе место крепления находилось на
передней переборке бака — бикгеде (рис. 156—159, если на данной страничке рисунков нет, значит, они находятся на других
страничках этого подраздела - такелаж мачт и реев).
Ватер-штаг-краг (строп ватер-штага) представлял собой юферс или штаг-блок, ввязанный в
трос с двумя огонами, который крепили на «седле» для ракс-бугеля блинда-рея и ставили
юферсом вниз. Приблизительно до 1720 г. английские военные суда несли один краг, позднее,
вплоть до 1800 г.— два, а в последующие годы — три крага. Французские суда вместо юферсов
или штаг-блоков, наиболее распространенных в конце века, имели вплесненный многошкивный
блок и обычно только один ватер-штаг-краг. Торговые суда также имели только один краг.
В начале века краги представляли собой замкнутое тросовое кольцо, в которое был
ввязан юферс, причем сплесень на краге всегда находилась напротив юферса.
Это соблюдалось на всех крагах бушприта. Обычно краги были оклетневаны или обшиты кожей (рис. 160, 163, 164).
Бакштаг-краг
Бакштаг-краги были такого же рода. Только здесь в строп ввязывали
два юферса или два штаг-блока, находившиеся по сторонам. Эти краги ставили там же, где и ватер-штаг-краги (рис. 165).
Фока-краг-штаг*
Над крагом ватер-штага ставили краг фока-штага. Последний был
с нормальным штаг-блоком или огибал подковообразный штаг-блок, по внешней стороне которого
шел кип. Блок бензелевали под бушпритом. Два выреза на внутренней стороне подковы штаг-блока
предназначались для крепления к нему краг-троса. Подковообразный штаг-блок стали применять
около 1775 г. До этого применяли сердцеобразный блок, который приблизительно до 1730 г.,
как и краг ватер-штага, был остроплен одиночным стропом. В 1730—1775 гг. его стали стропить
двойным стропом и бензелевать под бушпритом. Когда в Англии перешли к подковообразным
штаг-блокам, на континентальных судах сохранили прежнюю форму. На голландских и
французских судах вместо штаг-блоков чаще использовали многошкивные блоки (рис. 161, 166).
* «Краг, краг-штаг — тированный строп с юферсом. Служит для тяги фока-штагов,
ватер-штагов, лось-штагов и пр.» (Самойлов К- И. Т. I. С. 484).
Чтобы каждый раз не оговаривать, о каком краге штага идет речь — верхнем или нижнем,
для верхнего (обычно это была петля самого штага) здесь употребляется термин краг,
а для нижнего — краг-штаг.
Ватер-штаг
Этот штаг служил для удержания бушприта снизу, противодействуя натяжению
фока-штага. На больших судах его окружность равнялась 9 дюймам. Ватер-штаг проводили через
отверстие в княвдигеде и концы сплеснивали вместе, в результате чего получалось большое
кольцо из троса и, следовательно, штаг работал как имеющий двойную толщину. В верхнюю
часть кольца ввязывали штаг-блок, соответствующий крагу. Их найтовали тонким тросом,
соединяя тем самым краг и ватер-штаг в единое целое.
На континентальных судах юферс или штаг-блок часто заменяли блоком. Во французском
такелаже этот блок был пристроплен вблизи княвдигеда. Талреп ватер-штага пропускали
через блоки княвдигеда и крага, а лопарь вели по правой стороне (рядом с бушпритом)
к штевню, где заканчивали талями.
У Рёдинга блок крага, в отличие от изображений Левера и Пари, где показан обычный блок,
являлся лонг-такель-блоком (рис. 168—170).
Бакштаги бушприта
Бакштаги удерживали бушприт в диаметральной плоскости.
Их гаками закладывали в обухи, поставленные по обеим сторонам носа судна.
В переднюю часть бакштагов, как на крагах, были ввязаны юферсы или штаг-блоки,
которыми бакштаги с парными им найтовили на краге. Бакштаги вошли в употребление
с 1706 г. Только с 1770 г. вместо юферсов все чаще применяют штаг-блоки.
Во Франции вместо юферсов и штаг-блоков использовали тали на блоках (рис. 171, 172).
Рисунки и чертежи стоячего и бегучего такелажа
судов
Рис. 151. Стоячий и бегучий такелаж реев судна 1-го ранга. Такелаж
английского типа, вторая половина XVIII в. Штриховые линии фор-брам-брасов —
альтернативная проводка брасов через шкивы на лонга-салингах грот-стеньги
после 1775 г.; штриховые линии крюйс-марса- и крюйс-брам-брасов — проводка
при пристропленном рю или гафеле. В кругах сверху вниз показаны подвески
бегин-рея до 1775 г., после 1775 г. и фал бизань-рю.
Рис. 152. Двойной вулинг на континентальных судах, после 1750 г.
Рис. 153. Двойной вулинг английского судна с вулинг-фишей вместо вулинг-клампов, приблизительно 1800 г.
Рис. 154. Обтяжка бушприт-вулинга небольшого судна. Два штаг-блока пристроплены к бушприту и княвдигеду,
вулинг пропущен через них. Английское изображение, 1800 г.
Рис. 155. Три способа крепления вулинга: а — судно без княвдигеда с большим железным кольцом в
штевне, через которое пропущен вулинг; b — обычный одиночный вулинг бушприта XVIII в.;
с — двойной вулинг на судне с коротким княвдигедом.