фл.семафором навигация
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания



  •  

    Навигационные термины,
    встречающиеся на морских картах и в лоциях

     

    Проходы и пути плавания судов

     

     


     

    Проход — стесненный, но доступный для сквозного плавания участок водного пространства между берегами, островами и навигационными опасностями. 

    Проход, образованный участками суши, часто трудно отличить от пролива. Граница между понятиями проход и пролив в этом случае может быть найдена, если руководствоваться следующим:

    1)            проход, как правило, ограничен небольшими участками суши (небольшими островами, скалами), хотя может быть и шире многих проливов; пролив же обычно образован материковыми берегами или большими островами;

    2)            в проходе, в общем случае, не может быть пролива, в проливе же может быть несколько проходов;

    3)            проход всегда судоходен, тогда как пролив может быть судоходным и несудоходным.

     

    Очень узкий и сложный в навигационном отношении проход (иногда пролив) носит наименование узкости.

    В старину под проходами понимали также два генеральных морских пути в Северном Ледовитом океане: так называемый северо-восточный проход - путь из Атлантического океана в Тихий океан

    вокруг северных берегов Азии, и так называемый северо-западный проход - путь из Атлантического океана в Тихий океан вокруг северных берегов Гренландии и Северной Америки. Северо-восточный

    проход, усилиями советских людей превращенный в постоянно действующую водную магистраль, известен в настоящее время под названием Северного морского пути.

     

    Морской канал — канал, искусственно прорытый в морском дне для прохода судов через мелководье и обозначенный средствами навигационного оборудования.

    Верхние ребра стенок канала называются бровками. В морском канале различают правую и левую стороны, считая их по ходу судов в порт с моря.

    Примерами морских каналов, обеспечивающих проход глубокосидящим морским судам, могут являться Ленинградский морской канал, канал Амброз-Чаннел (на подходе к Нью- Йорку) , канал Мельбурн (на подходе к Мельбурну).

    Ось морского канала — средняя (осевая) линия морского канала.

    Колено морского канала — прямолинейный или почти прямолинейный участок морского, канала между двумя поворотами.

     

    Фарватер — безопасный путь плавания судов среди различного рода препятствий (между островами, подводными опасностями, в минных полях и т. д.), обозначенный на карте и обычно закрепленный средствами навигационного оборудования.

    Фарватер отличается от прохода следующим:

    1)            фарватер — узкая, строго определенная судоходная полоса моря; проход — более или менее широкий участок водного пространства, в котором может пролегать несколько фарватеров;

    2)            длина фарватера может достигать нескольких сотен миль (например, фарватер Инрелед вокруг Скандинавии), тогда как проход, как правило, имеет небольшое протяжение.

    Среди фарватеров различают:

    1)            фарватеры, открытые для плавания всех кораблей, и фарватеры, предназначенные для плавания только военные кораблей (ФВК);

    2)            морские, шхерные и минные фарватеры, называемые так по своему местоположению;

    3)            протраленные фарватеры — обследованные гидрографическими тралами на определенную глубину;

    4)            фарватеры, обследованные промером (с указанием наименьшей глубины, обнаруженной на фарватере);

    5)            фарватеры, недостаточно обследованные промером (без указания наименьшей глубины, обнаруженной на фарватере), но «оплаванные» судами;

    6)            створные фарватеры (в отличие от фарватеров, огражденных плавучими средствами навигационного оборудования) ;

    7)            главные фарватеры — глубоководные фарватеры наибольшего протяжения, обеспечивающие проход в порты с моря или обеспечивающие плавание между портами в шхерах; примером главного шхерного фарватера может служить фарватер, ведущий от острова Утэ в Турку;

    8)            соединительные фарватеры — короткие фарватеры, соединяющие между собой главные или другие фарватеры, например, ряд соединительных фарватеров в шхерах Финского залива;

    9)            подходные фарватеры — самые внешние (мористые) фарватеры, обеспечивающие подход к внешней части порта или гавани (аванпорту, рейду); примером подходного фарватера может служить фарватер, ведущий с моря по створу Кронштадтских маяков на Большой Кронштадтский рейд.

    Кроме того, фарватеры различаются по своему расположению относительно стран света на северные (при наличии южных), южные (при наличии северных), восточные (при наличии западных) и западные (при наличии восточных).

    Фарватер, отходящий в сторону от главного фарватера, иногда называется ветвью фарватера.

    Средняя (осевая) линия фарватера носит название оси фарватера.

     

    Рекомендованный курс — указанный на карте или в лоции истинный путь судна, проверенный на практике как наиболее безопасный и выгодный для плавания в данном районе.

    Рекомендованный путь — система рекомендованных курсов, обеспечивающих переход океаном или морем из одного пункта в другой.

    Рекомендованный путь обычно указывается («рекомендуется») в специальных пособиях и является путем, безопасным в навигационном отношении, наивыгоднейшим в смысле затраты времени и предварительно рассчитанным для данного сезона года и для данных пунктов отхода и прихода.

    В зависимости от географических и гидрографическо-навигационных особенностей данного района и сложившейся в данное время года гидрометеорологической обстановки (ветров, течений, туманов, льдов и проч.) рекомендованный путь может совпадать и может не совпадать с дугой большого круга  - линией кратчайшего расстояния между пунктами отхода и прихода. Иногда при благоприятных гидрометеорологических условиях (попутных ветрах, течениях) на переход более длинным путем затрачивается меньше времени, нежели на переход кратчайшим путем в условиях неблагоприятной гидрометеорологической обстановки.

    Рекомендованный маршрут — морской путь сообщения во время войны, удовлетворяющий не только требованиям рекомендованного пути, но и требованиям военной безопасности.

    Рекомендованные маршруты даются под номерами. Необходимое навигационное обеспечение рекомендованных маршрутов сочетается с обеспечением военной безопасности плавания по ним.

    Галс — линия пути судна (от поворота до поворота), производящего промер, траление или пробег на мерной линии (галсы промера, траления или мерной линии).

     

     









    Рейтинг@Mail.ru