Общая
продольная и местная прочности
корпуса корабля при его повреждении
Как повреждения корпуса корабля могут отразиться на его общей продольной и местной прочности?
При боевых и аварийных повреждениях общая продольная прочность корпуса может быть ослаблена. Степень ее снижения зависит от района, характера и объема разрушений корпуса. В некоторых случаях напряжения в уцелевших элементах корпуса могут достичь предельных значений, что чревато переломом корпуса. Этому будут способствовать дополнительные нагрузки из-за затопления отсеков: затопление отсеков вблизи миделя вызывает прогиб корпуса, в оконечностях - перегиб.
В расчетах прочности корпуса используют понятие эквивалентного бруса - балки, у которой площади во всех сечениях равны сумме площадей соответствующих сечений всех продольных связей корпуса (рис.3.66). Площадь поперечного сечения F, его момент инерции J и момент сопротивления W у корабля и эквивалентного бруса одинаковы. Нормальные напряжения в продольных связях корпуса определяются по формуле
где - сумма изгибающих моментов;
- отстояние i-й продольной связи от нейтральной оси.
По формуле и рис.3.66 можно заключить, что из возможных повреждений корпуса наибольшую опасность по напряжениям, когда σ больше предела текучести σтек, представляют разрывы продольного набора в районе миделя у верхнего угла корпуса (на стыке листов верхней палубы и ширстрека) и днищевого набора (киля, килевого пояса и второго дна). Меньшее влияние на общую продольную прочность оказывают повреждения вблизи ватерлинии, которая практически совпадает с нейтральной осью эквивалентного бруса.
Пробоины всех разновидностей снижают местную прочность корпуса, так как при этом разрываются и деформируются балки и другие связи, усиливающие листы наружной обшивки, переборок, палуб и платформ.
Вмятины, выпучины и гофры могут и не нарушить непроницаемость разделительных элементов корпуса, но они снижают их участие в продольном изгибе и способность выдерживать аварийный напор.