фл.семафором практика
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • словарик
  • кают-компания






  • Морские узлы.
    Затягивающиеся узлы





    Самозатягивающийся узел
    На рисунке: самозатягивающийся узел.

    САМОЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ УЗЕЛ. Из всех примитивных узлов этот, пожалуй, наиболее оригинальный, что называется "проще не придумаешь". К коренной части троса этого узла можно приложить тягу, и он будет надежно держать. Чем больше тяга, тем сильнее шлагом прижимается свободный ходовой коней, и узел сам себя затягивает. Это, по существу, простейшая форма удавки.


    Применять узел следует с большой осторожностью. Необходимо помнить — он надёжен лишь тогда, когда завязан вокруг рангоутного дерева и к коренному концу приложено постоянное усилие. Если это усилие будет прикладываться к тросу попеременно, как бы рывками, то ходовой конец может выхлестнуться из-под коренного конца троса.
    Этот узел есть смысл применять в случаях, когда подвешенный к коренному концу груз находится без движения и направление тяги на этот конец не меняется.


    Самозатягивающийся узел с полуштыком
    На рисунке: самозатягивающийся узел с полуштыком.

    САМОЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ УЗЕЛ С ПОЛУШТЫКОМ. Добавив к самозатягивающемуся узлу один или два полуштыка, получаем более надежный узел, который можно применять для различных целей.


    Коровий узел
    На рисунке: коровий узел.

    КОРОВИЙ УЗЕЛ. Несмотря на свое прозаическое название, считается надежным морским узлом. Безотказно держит, если к тросу приложена тяга. Фактически представляет собой неправильный (перевернутый) штык, работающий в другом качестве.
    Издавна этот узел применялся на кораблях для крепления с помощью линя выбленок к крайним вантинам, для временного крепления троса за рым при растягивании его для клетнывания и тренцевания.


    Глухая петля
    На рисунке: глухая петля.

    ГЛУХАЯ ПЕТЛЯ. Если ходовой и коренной концы коровьего узла соединить вместе и к обоим концам приложить тягу, то полученный таким образом узел уже будет называться глухой петлей.


    Выбленочный узел
    На рисунке: выбленочный узел.

    ВЫБЛЕНОЧНЫЙ УЗЕЛ. На кораблях издавна крепили к вантам выбленки — поперечные отрезки смоляного троса, служащие ступеньками для подъёма на мачты, крепили именно этим узлом. Отсюда — и его название.


    Узел состоит из двух полуштыков, завязанных в одну и ту же сторону. Очень надёжный, безотказно держит, пока тяга приложена к обоим концам троса. Исключительно удобен для прикрепления тросов к предметам, имеющим гладкую поверхность, как, например, мачта, рей, стрела и т. п. Во времена парусного флота, помимо своего основного назначения, этот узел применялся для вязки коренных концов марса-драйрепов на топе стеньги.


    Существует два способа вязки выбленочного узла. Первый применяется в случаях, когда один из концов предмета, вокруг которого вяжут узел, открыт и доступен, второй — когда трос приходится обносить непосредственно вокруг предмета.
    Выбленочный узел очень удобен для подачи инструмента (например, молотка работающим на высоте). При плетении многих видов сетей эти узлы образуют первый ряд вязки.
    Однако, пользуясь выбленочным узлом, всегда следует помнить, что он надежен лишь при постоянной тяге на трос.
    Разновидностью выбленочного узла является узел, служащий для крепления буйрепа к тренду адмиралтейского якоря. В последнем случае ходовой конец троса должен иметь кноп и прихватывается к веретену якоря схваткой или бензелем.


    Задвижной штык
    На рисунке: задвижной штык.

    ЗАДВИЖНОЙ ШТЫК. На парусных кораблях этот узел находил большее применение, нежели выбленочный, поскольку он более совершенен и надёжен. Его можно применять и в тех случаях, когда направление тяги троса направлено под острым углом к рангоутному дереву или тросу, к которому он прикреплён. Задвижной штык держит даже в том случае, если тяга направлена почти вдоль рангоутного дерева. В отличие от выбленочного узла, у задвижного штыка не два, а три охватывающих предмет шлага; один с одной стороны коренного конца и два — с другой. Необходимо учитывать — в какую строну будет направлена тяга за коренной конец, и в зависимости от этого вязать узел. Легко запомнить: с какой стороны тяга — там два шлага.


    Констиктор
    На рисунке: констриктор.

    "КОНСТРИКТОР". Узел, известный во всем мире под этим названием, является одним из самых сильно затягивающихся узлов. В то же время он считается и одним из наиболее трудно развязываемых узлов. Как правило, его даже не развязывают, он служит один раз. Хорошо затягивается, если завязывается на круглых, не имеющих острых углов предметах; в этом случае он незаменим.


    Двойной констриктор
    На рисунке: двойной констиктор.

    ДВОЙНОЙ "КОНСТРИКТОР". Хотя этот узел сложнее "констриктора", затягивается он ещё сильнее.


    Питонов узел
    На рисунке: питонов узел.

    ПИТОНОВ УЗЕЛ. Не имеет особых отличий от "Констриктора". По принципу вязки они схожи. Питонов узел применим в тех же случаях, что и "Констриктор". Кроме того, он может быть полезным при связывании двух поперечных реек. Их соединение этим узлом будет намного прочнее, нежели с помощью гвоздей.


    Шахтерский узел
    На рисунке: шахтерский узел.

    ШАХТЕРСКИЙ УЗЕЛ. Прост, оригинален и надежен. При постоянной нагрузке хорошо держит. Видимо, свое название он получил ввиду того, что им пользовались в шахтах. Его можно успешно применять как на суше, так и на море.


    Пикетный узел
    На рисунке: пикетный узел.

    ПИКЕТНЫЙ УЗЕЛ. Чем-то напоминает выбленочный, и хотя его схема иная, он может быть применен для тех же целей. Очевидно, свое название он получил оттого, что им привязывали к стоякам трос, когда делали пикеты.


    Гафельный узел
    На рисунке: гафельный узел.  

    ГАФЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ. Само название свидетельствует о том, что он из семьи морских узлов. В наше время его незаслуженно забыли, хотя им всегда можно воспользоваться, в случае необходимости быстро прикрепить трос к какому-нибудь предмету цилиндрической формы.


    Лисельный узел
    На рисунке: лисельный узел.

    ЛИСЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ. На парусниках лиселями назывались дополнительные паруса, их ставили с обеих сторон прямых парусов на особых рангоутных деревьях — лисель-спиртах. Лисель крепился штертами к лисель-рею лисельным узлом. Хотя лисельный узел и утратил на флоте свое прямое назначение, им можно воспользоваться для крепления троса к круглому рангоутному дереву.
     


    Фаловый узел
    На рисунке: фаловый узел.
    ФАЛОВЫЙ УЗЕЛ. На парусном корабле прямые паруса, которые ставили между марса-реем и нижним реем, назывались "марселями". Смотря по тому, к какой мачте принадлежал парус, он имел название "грот-марсель" на грот-мачте, или "фор-марсель" на фок-мачте. Снасти, которые поднимали реи этих парусов, назывались "грот-марса-фал" и "фор-марса-фал". К рею эти снасти крепились фаловым узлом. Как и лиссльный, фаловый узел считается надежным морским узлом.


    Щучий узел
    На рисунке: щучий узел.

    ЩУЧИЙ УЗЕЛ. Как и два предыдущих узла, служит для крепления троса к предметам цилиндрической формы. Щучий узел намного проще фалового узла.




    Верблюжий узел
    На рисунке: верблюжий узел.

    ВЕРБЛЮЖИЙ УЗЕЛ. Применяется в случае необходимости привязать один тонкий трос к другому, более толстому для тяги под любым углом. Правильно завязанный, он не скользит ни влево, ни вправо. Его всегда легко развязать, даже если он намок и сильно затянулся.


    Стопорный узел
    На рисунке: стопорный узел.

    СТОПОРНЫЙ УЗЕЛ. При выполнении различных корабельных работ на палубе иногда возникает необходимость задержать находящийся под натяжением трос. Это выполняется с помощью другого троса, один конец которого закреплен за рым или обух на палубе, второй же крепят стопорным узлом к тросу, который необходимо задержать. Если тяга троса, который берётся на стопор, будет вправо, то ходовой конец стопорного троса кладут сверху троса шлагом влево, потом делают ещё шлаг и ходовой конец стопорного троса ведут навстречу первому и второму шлагам, в зажим их. Далее вправо вокруг троса производят обвивку, делая ещё один — два шлага, и в двух - трех местах, кладут прочные схватки или закрепляют "под себя".
    После этого дают слабину на конец, который стопорят, постепенно перенося нагрузку на стопор, и когда стопор примет всю нагрузку на себя, стопорящий конец отдают с того места, на котором он закреплен (кнехт, битенг и т. п.).


    Паловый узел
    На рисунке: паловый узел.

    ПАЛОВЫЙ УЗЕЛ. Простой и не хитрый узел, очень удобен для крепления фалиня шлюпки или катера за пал, битенг или одинарный кнехт. Чтобы правильно завязать его, ходовой конец фалиня нужно сложить вдвое, обнести пал сбоку, пропустить оба конца и накинуть сверху на пал.


    Качельный узел
    На рисунке: качельный узел.

    КАЧЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ. Служит для крепления троса к предметам цилиндрической формы.


    Удавка с полуштыками
    На рисунке: удавка с полуштыками.

    УДАВКА С ПОЛУШТЫКАМИ. Лет сто назад в парусном флоте без этого узла выполнение многих корабельных работ было просто немыслимо. Удавка с полуштыками, наряду с задвижным штыком, применялась на кораблях для подъёма наверх рангоутных деревьев — стеньг, реев, гафелей и прочего.






    Битенговый узел
    На рисунке: битенговый узел.

    БИТЕНГОВЫЙ УЗЕЛ. Служит для швартовки малых судов и плавсредств для крепления за битенг, пал, причальную тумбу. Ходовой конец фалиня или швартова обносят вокруг битенга, затем складывают вдвое петлей и пропускают под коренной конец. Здесь петлю перекручивают на 180° и надевают сверху на битенг. Такой способ крепления швартова прост и вполне надёжен.


    Ею обвязывали в воде бревна для буксировки, её применяли для погрузки цилиндрических по форме предметов. Этот узел применялся для крепления коренных концов марса-шкотов, марса-гитовых и других снастей, где нужно было иметь концы, готовые для быстрой отдачи. Удавка без полуштыков нередко применялась для крепления швартова за береговой пал. Её широко используют лесорубы. На многих иностранных языках название этого узла — "лесной узел" или "бревенчатый узел".


    Удавка с полуштыками — надёжный и очень прочный узел, который исключительно сильно затягивается вокруг поднимаемого предмета. Ходовой конец троса нужно пропускать поверх коренного конца внутрь петли в сторону зажимаемого предмета. После того, как петля обнесена ходовым концом два - три раза, её выводят из петли в сторону дальнего конца, с которого будет тяга. В то же время её очень легко и просто развязать, когда тяга на трос прекращается.


    Всегда следует помнить, что этот узел нужно проверять перед каждым подъёмом (если он осуществляется в два приема). Немаловажным является и то, в какую сторону делать полуштыки. Их следует укладывать по ходу спуска троса. Подъём тяжелых предметов удавкой без полуштыков считается опасным.









    Рейтинг@Mail.ru