фл.семафором якорь
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания


  •  

     

     

    Страницы "Истории пиратства" - по книге "Пираты, флибустьеры. Детская энциклопедия".
    Текст подготовлен в данной книге
    Ларисой Бурмистровой и Виктором Морозом.

    "История пиратства"



     

    Пираты Средневековья

     



    В 1204 году, во время Четвертого крестового похода, рыцари напали не на сарацинский Египет, как предполагалось, а на столицу Византии, христианский Константинополь. «Крестовые походы — то же пиратство, чуть повыше классом, а больше ничего!» — заметил по этому поводу Фридрих Ницше. Империя была разгромлена крестоносцами, а их союзник Венеция получила монопольное право торговли и колонизации в Черном море.
    Соперничество двух сильнейших итальянских морских держав —
    Генуи и Венеции — началось давно. Находясь на разных берегах Апеннинского полуострова, они встречались только в открытом море.

    Оба города имели славную историю. Достаточно вспомнить великолепную архитектуру Венеции или тот факт, что в Генуе родился сам
    Христофор Колумб.

    В морские просторы итальянские суда влекло не только желание торговать. Оживленная морская трасса, связывающая страны Средиземноморья с южным берегом Таврики, пользовалась особой популярностью у итальянских пиратов.
    Нападения генуэзских пиратов на венецианские суда, а венецианских разбойников на генуэзские происходили почти непрерывно. Это привело к тому, что между двумя республиками в 1298 году разразилась настоящая война.
    Соперничество городов обострялось еще и тем, что до Х века Италия не имела общего языка, и жители разных провинций с трудом понимали друг друга.

    Конечно, была латынь, но до неузнаваемости исковерканная диалектами.
    Во второй половине XIII века вновь возродилась
    Византийская империя. Этому содействовала Генуя, расширившая свое влияние на Черное море. Между венецианцами, закрепившимися в Солдайе, и генуэзцами, овладевшими Кафой, завязалась отчаянная борьба за Крым.

    Крымский полуостров, находясь в узле торговых путей, становился важным перевалочным пунктом. Здесь разгружались суда с товарами из Передней Азии, Египта, Византии, стран Западной Европы и караваны из Золотой Орды и Средней Азии.

    Главных портом Крыма в XIII веке была Солдайя. Русские нарекли это селение Сурожем, турки — Сугдеей, арабы — Судаком. Его возвышению способствовало и то, что Судак был расположен близко к Боспору Киммерийскому, Азовскому морю и конечному пункту великого караванного пути из Азии — Тане. Город была так знаменит, что даже Черное море арабские путешественники называли Судакским.

    Генуэзцы прочно осели в соседней
    Кафе, сделав ее главным опорным пунктом в Черном море. В Кафе располагался крупнейший на Черном море невольничий рынок. В Константинополь ежедневно прибывали три-четыре корабля со славянскими невольниками.

    Походы на Русь за рабами приносили огромный доход крымским ханам. Многочисленные банды пиратов захватывали корабли с невольниками в Черном и Средиземном морях. В те годы пиратством можно было достичь высокого положения в обществе. Уроженец острова Искья близ Неаполя Балтазар Косса из обыкновенного пирата превратился в Папу Римского Иоанна XXIII. На протяжении многих лет он грабил корабли. Косса совершил столько преступлений, что церковь вынуждена была замалчивать само существование такого Папы. Церковь предъявила Балтазару Косее обвинения, которые составили длинный список из 72 пунктов.

    В Кафе был и свой «доморощенный» пират. Лючино Тираго, бывший купец, однажды ограбленный морскими разбойниками, сам стал захватывать корабли, приходившие в Кафу. Его боялись жители всех окрестных городов и селений. Нередко Тираго совершал набеги и на крепости. Говорят, что у него была флотилия из 30 кораблей, а базой своей он избрал тайную бухту, на берегу которой сейчас расположен поселок Новый Свет.

    В 1374 году Лючино Тираго, посчитав, что в Черном море им ограблено все, что можно, отправился по Дону и Волге на Каспий. На следующий год, к удивлению всех, этот грозный пират вернулся домой нищим, без кораблей и команды, смиренно прося прощения. Черноморский пират наткнулся на славянского разбойника новгородца Прокопия, дружина которого разгромила банду Тираго и обобрала его до нитки. Не отставал от славных пенителей морей и епископ Кафы Джакомо Кампора. В свободное от службы время он любил выходить в море на быстроходном корабле и именем Святого Креста останавливал встречные суда, заставляя отдавать товар.

    Среди пиратов нередко попадались и порядочные люди. Ими на острове Лампедуз был организован склад продовольствия для тех, кто попал в кораблекрушение. В пещере хранились большие запасы продуктов и одежды. На стене висела икона Святой Марии, о чудодейственности которой ходили легенды. У другой стены была похоронена
    мусульманская святая Марабу.

    Достигшему этого острова, вне зависимости от его национальности и веры, достаточно было найти пещеру и спокойно дожидаться появления какого-нибудь корабля. Грабить пещеру считалось страшным грехом. У пиратов существовало поверье, что ограбивший остров неминуемо попадет в шторм и затонет. За всю историю существования пещеры только Балтазар Косса, для которого не было ничего святого, не побрезговал припасами. На следующий день небеса жестоко покарали наглеца. Невероятной силы шторм разбил все корабли пирата, а сам Косса чудом спасся с тремя своими приближенными.

    Все настойчивее стремилась Генуя прибрать к рукам богатую Солдайю, и, наконец, это удалось сделать в июле 1365 года. Кроме владений в Крыму, генуэзцы располагали колониями на западном, южном и восточном берегах Черного моря. Даже пираты здесь были пришлые, итальянские. В основном разбойничать в море отправлялись люди, вступавшие в конфликт с властями или осужденные за какие-нибудь проступки. Они захватывали генуэзские корабли и вырезали команду, не ведая пощады.

     

     

    Это интересно!

    Генуэзцы и венецианцы всегда обращали особое внимание на скорость своих судов и их грузоподъемность. Именно эти два города стали применять нефы — тип судна, изобретенный еще фризами. На кораблях впервые вместо рулевого весла появился удобный поворотный руль. На смену прямому парусу пришли косые, треугольной формы. Они были заимствованы у арабов и позволяли ходить против ветра.
    Венецианские
    штурманы первыми стали использовать компас, определять местоположение судна с помощью секстана и вычерчивать курс на портоланах — навигационных картах без координатной сетки. В 1255 году в Венеции вышло «Собрание морских правил», в котором подробно описаны основы и правила судовождения.

     

     

     

    Rambler's Top100






    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru