ВОЕННО-МОРСКОЕ
ИСКУССТВО
ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ
В АНГЛО-ФРАНЦУЗСКИХ ВОЙНАХ
XVIII века
Конец XVII в. и особенно
XVIII век характеризуются для некоторых стран Западной Европы быстрым развитием
капитализма. Огромную роль в развитии капиталистических отношений в Европе
сыграла жесточайшая колониальная политика европейских государств. Грабеж и
разбой, беспощадная эксплуатация и истребление целых племен и народов лежали в
основе развития капиталистического способа производства почти всех стран Западной
Европы. Так, в частности, развивалась Англия — одно из сильнейших государств
того периода.
Как говорил И. В. Сталин,
Англия, «захватив колонии во всех частях света, выкачивала оттуда «добавочный
капитал» для усиления своей промышленности в продолжение двух веков и
превратилась, в конце концов, в «фабрику мира».
Занимаясь безудержным
грабежом и разбоем, Англия из маленькой страны, насчитывавшей в начале XVI в.
около 4 млн. человек населения и занимавшей два острова (Великобритания и
Ирландия), в XVIII в. превратилась в огромную колониальную
державу.
Крупнейшим государством на
континенте Европы в конце XVII — начале XVIII вв. была Франция, где в это время
царствовал Людовик XIV (1643—1715 гг.). Время Людовика XIV является периодом
наивысшего развития французской абсолютной монархии. Именно тогда были
захвачены большие территории, и Франция превратилась в огромную колониальную
империю. Франция владела рядом Вест-Индских островов (западная половина Сан-
Доминго, Гваделупа, Мартиника и др.), обширными территориями в долине реки
Миссисипи, Канадой, факториями в Индии (Чандернагор, Пондишери и Маэ) и
островами Иль-де-Франс и Бурбон. Франция также нещадно эксплуатировала и
грабила
колониальные народы.
Голландия, где буржуазная
революция произошла еще в конце XVI в., после поражения в англо-голландских
войнах XVII в. переживала упадок.
В остальных континентальных
странах Европы хотя и продолжал сохраняться феодальный строй,
капиталистические отношения также развивались.
«Священная Римская империя»
(так называлась тогда Германия), окончательно распавшаяся после
Тридцатилетней
войны (1618—1648 гг.), в XVII—XVIII вв. представляла жалкое зрелище. По
выражению самих немцев, в ней было столько государств, сколько дней в году. Но
по мере того, как Германия экономически и политически в целом слабела, на
северо-востоке и юго-востоке ее стали крепнуть и возвышаться два крупных государства
— Пруссия и Австрия, расширявшие свои территории путем беспрерывных
захватнических войн. В XVIII в. Пруссия окончательно превращается в
разбойничье
военно-феодальное государство. В течение всего XVIII в.
Австрия и Пруссия являлись
оплотом феодализма и реакции.
Внешне-политические
отношения в Европе в конце XVII в. были чрезвычайно обострены.
Это было началом
напряженной борьбы между Англией и Францией за господство на море и в
колониях.
Развитие сил и средств флота
С началом применения
паровой машины промышленное развитие ряда европейских
стран продвинулось далеко вперед.
Как известно,
первая
универсальная паровая машина была построена в 1763 г. русским ученым Иваном Ивановичем Ползуновым.
Но в условиях царской
крепостнической России это великое изобретение не получило поддержки и было
забыто. Лишь через 20 лет англичанин Уатт построил вторую паровую машину,
которая в условиях капиталистической Англии нашла широкое применение. Паровая
машина позволила строить фабрики и заводы всюду, где было сырье. Широкое
применение каменного угля в металлургии в XVIII в. обеспечило массовое и более
дешевое, чем раньше, производство чугуна и железа.
Развитие капиталистического
производства оказало непосредственное влияние на развитие флота.
Недостаточная
продольная
прочность деревянных кораблей XVII в. препятствовала увеличению длины корабля,
а следовательно, и числа пушек на нем. В середине XVIII в. французские
инженеры предложили для увеличения продольной прочности корабля располагать
внутреннюю обшивку не продольно, а по диагонали, или же поверх внутренней
обшивки, расположенной продольно, накладывать железные диагональные полосы.
Введение диагонального набора дало возможность увеличить длину корабля, а это
позволило усилить артиллерию. Вместе с этим усилилась прочность бортов, так
как было увеличено расстояние между артиллерийскими портами.
Борта кораблей стали делать
с наклоном внутрь, что затрудняло противнику ведение абордажного боя.
Во второй половине XVIII в.
подводную часть корабля стали обшивать медными листами. Это предохраняло
подводную часть от обрастания и способствовало увеличению скорости корабля.
Таким образом,
развитие
кораблестроения в XVIII в. привело к тому, что
военные корабли стали более
прочными и более маневренными.
Повышение артиллерийской
мощи кораблей шло не только за счет увеличения количества пушек. Повысилось и качество артиллерии — увеличились скорострельность, меткость и разрушительная
сила артиллерийского огня.
Высверливание канала ствола,
вместо отливки орудий с готовыми каналами, дало возможность уменьшить зазор
между стенками канала ствола и ядром до 1/20 калибра. Это привело к увеличению
меткости артиллерийскою огня.
В XVII в.
заряжание орудий производилось в основном насыпкой в дуло пороха посредством шуфл, однако уже в
этом столетии заряды начали изготовлять в картузах и патронах, В XVIII в. заряжание орудий осуществляется исключительно только зарядами в картузах и
патронах. В это же время от воспламенения заряда фитилем перешли к стрельбе с
помощью кремневого замка. Сам наводчик с помощью шнура мог в нужный момент
произвести выстрел. Благодаря этому было достигнуто увеличение
скорострельности артиллерии.
Появление новых типов орудий
и новых ядер и снарядов еще больше увеличило артиллерийскую мощь корабля.
В XVIII в. для стрельбы по
рангоуту и такелажу было усовершенствовано цепное ядро — книпель.
Как
известно, книпель появился еще в XVI в. и состоял тогда из двух ядер, связанных
между собой цепью, которые выстреливались из двух соседних орудий. В XVIII в.
книпель был сконструирован в одном снаряде. Теперь он состоял либо из двух
ядер, насаженных на общий железный стержень, либо представлял собой снаряд,
который при стрельбе распадался на два полуядра, связанных между собой цепью.
В этот же период был введен
зажигательный снаряд, получивший название
«брандскугель». Зажигательный снаряд
отличался от разрывного (бомбы) тем, что снаряжался зажигательным веществом и
вместо одного очка для воспламенительной трубки на корпусе имелось 3—5
отверстий, заполненных специальным составом, с помощью которого при выстреле
воспламенялось зажигательное вещество снаряда.
В 1779 г. литейным заводом Каррон в Шотландии было
отлито орудие, получившее название карронады.
Карронада отливалась из чугуна,
имела длину 7 калибров и была самой легкой пушкой. Ее преимуществом была
большая скорострельность по сравнению с другими пушками. Но в дальности
стрельбы карронады значительно уступали единорогам. Поэтому карронады
устанавливались на верхней открытой палубе и
служили для того, чтобы на коротких дистанциях (60 метров) разрушать борт, палубные надстройки и поражать личный состав корабля противника.
Наиболее характерные
черты развития
военно-морского искусства флотов иностранных государств рассмотрим на примерах
боевой деятельности на море в войне за австрийское наследство, в Семилетней
войне и в войне северо-американских колоний Англии за независимость.
(Прим. -
Смотрите далее. "Кубрик").