Киль - сердце корабля
(окончание)
ОТРЫВОК ИЗ I ГЛАВЫ КНИГИ МАРГАРЕТ БЕЙКЕР «МОРСКОЙ ФОЛЬКЛОР»
Даже в наш просвещенный XX век кое-где полагалось в стенки и
настил ходовой рубки прятать кости. Гораздо раньше викинги — большие специалисты в области корабельной магии — при закладке нового судна приносили в жертву людей, добиваясь этим улучшения его
мореходных качеств;
с течением времени человеческие жертвоприношения и были заменены символическим жестом — укладкой подходящих костей. Ботинки или предметы, имеющие форму ботинка,
также использовались и могут быть использованы как амулеты, приносящие
удачу. При подводных раскопках голландского
судна
«Амстердам», которое потерпело кораблекрушение в 1748 г. близ
Гастингса (графство Сассекс), были сделаны странные, на первый взгляд, открытия: в конструкциях
нижней палубы обнаружили лошадиный череп и сапожную колодку. Дело в том,
что в защитных свойствах этих ценных предметов в XVIII веке сомнений не возникало!
На некоторых верфях считалось обязательным при сооружении киля вставлять в него кусочки «счастливых» пород дерева,
таких как ясень, рябина или кизил — их терпеть не могли всякого рода злые
силы! Так, ни одно судно не покинуло верфь Габарус в Новой Шотландии (Канада) без
кизиловых нагелей.
Было общеизвестно, что с помощью каштана повышается скорость судна, а вот
черный орех,
несмотря на все великолепие древесины (или благодаря ему)
притягивает молнию и потому до сих пор на американских верфях
не используется.
Чтобы задобрить коварных
океанских богов, каждый из шотландских корабельных мастеров
лично вкладывал золотую монету в замок между килевыми
брусьями. При этом место, куда ее положили, составляло секрет
корабельного мастера и владельца судна; само собой разумеется,
что для эффективности волшебства соблюдение тайны необходимо.
Этот обычай ведет свою историю с античных времен:
в шпангоутах римского судна, погрузившегося глубоко в ил Южной
отмели (Лондонское графство), найдены две монеты. В киле испанского судна, обнаруженного
в 1810 г. в районе Оркнейских
островов, оказалась тщательно завернутая в холстину золотая
монета, датированная 1618 г.
У знаменитых корабельных
мастеров дела всегда шли неплохо. Вот, например, в Шотландии славилась
верфь Макензи.
Очевидно неслучайно. Вполне может быть, что кто-то из основателей этой верфи в свое время помог выброшенной на берег
русалке вернуться в море, а она — в благодарность
— исполнила заветное желание настоящего мастера: научила строить такие
суда, команде которых не были бы страшны никакие штормы.
В начало
|